История олимпийской формы


История олимпийской формы

История олимпийской формы

Идея единообразной формы для спортсменов сборной впервые была предложена на Олимпиаде 1936 года в Берлине. Тридцатые годы вообще породили эстетику спортивной жизни, спортивного тела, а следовательно, и спортивной одежды. Практически все работающие тогда дизайнеры во главе с Коко Шанель создавали одежду для физических упражнений.

Широкое распространение единая форма получила после войны, тогда же ее обязательность для всех спортсменов одной страны была зафиксирована в Олимпийской хартии. Современная олимпийская одежда делится на три категории: парадную, повседневную (ту, что олимпийцы обязаны носить во время Игр за пределами номера в Олимпийской деревне), и форму непосредственно для выступлений.

Во Франции изготовление одежды для олимпийцев поручалось кутюрье с именем. За олимпийские заказы брались такие гранды, как "Коко Шанель", "Пьер Карден", "Ив Сен-Лоран". Пьер Карден участвовал в разработке формы олимпийской сборной Франции к летним Играм 1952 года, в 1960 году Ив Сен-Лоран создал дизайн формы на Олимпиадах в Риме и Скво-Вэлли.

Традиция привлекать к спортивному обмундированию знаменитых кутюрье прервалась в 1984 году - Олимпиадой в Лос-Анджелесе. Последним, кому доверили экипировать французскую сборную, был Пьер Карден. С 1984 года форму, как повседневную, так и парадную, шьют фирмы, не имеющие никакого отношения ни к от-кутюр, ни к прет-а-порте. Для Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити одежду французской команде шили компании Adidas и Elis, в форме от которых сборная Франции была и на Олимпиаде в Афинах.

В Германии уже давно в тендере на экипировку немецкой олимпийской сборной участвует несколько фирм, производящих одежду. В этом году право одевать олимпийцев получила фирма "Ллойд".

Американский Олимпийский комитет, заключив соглашение.с Томми Хилфигером сразу на три Олимпиады, получил эскизы костюмов, больше подходящих рэперам. Поэтому теперь американцы обратились к канадской компании Routs - она одевала олимпийскую сборную Канады для Олимпиад в Нагано и Сиднее.

Для России вопрос во что одеты спортсмены на Олимпийских играх был совсем не праздным. Ведь по одежде спортсменов миллионы зрителей судили о стране в целом. Вот почему спортивная форма должна была быть не только функциональной, но также должна была отражать национальный характер команды. В СССР вопрос об экипировке олимпийской делегации всегда проходил массу согласований, вплоть до партийного руководства.

Впервые вопрос об амуниции российских спортсменов был поставлен в 1912 году перед отправкой их на Олимпиаду в Стокгольм. 13 февраля 1912 года на заседании РОК (Российского олимпийского комитета) была утверждена единая форма для всей команды: белая фуфайка и соломенная шляпа с лентой в цветовой гамме национального флага.

В 1960 году в Скво-Вэлли советская команда маршировала в серых безразмерных пальто, черных шляпах и шарфах в красно-белую клетку. Зато на церемонию награждения советские спортсменки выходили в кокетливых голубых курточках и синих шерстяных брюках. Событием стало появление нашей сборной в Инсбруке в 1964 году. Команда сошла тогда с трапа самолета в роскошных шубах из золотой нерпы.

До 1980 года спортивную форму разрабатывали в Общесоюзном Доме моделей, а потом эта миссия перешла в руки мастеров Дома моделей спортивной одежды. А шили костюмы до 1988 года в Армении. При Госкомспорте существовал специальный экипировочный отдел, у которого был договор с фабрикой в Ереване. После перестройки отечественную форму стали шить в Югославии. Авторские парадные коллекциями - сначала для зимних Игр-94 в Лиллехаммере, потом для летней Олимпиады-96 в Атланте создал Валентин Юдашкин. Смотрелась летняя форма довольно эффектно, особенно запомнились шляпки и шарфики с триколором.

Также как во всем мире, в России обозначились две тенденции на изготовление спортивной амуниции: первая - подряд на изготовление одежды для олимпийцев передается солидной фирме, специализирующейся на изготовлении одежды; вторая - обращение к кутюрье с мировым именем. Как отмечают специалисты, единственная выгода от этого - национальный престиж. Но, как правило, спортивная форма от-кутюр стоит дороже фабричной в несколько раз, а результат бывает непредсказуемым. Поэтому в России также предпочитают обращаться к фирмам.

Так, в 2000 году Олимпийский комитет России подписал соглашение с итальянской фирмой Сарба Срл. (Sarba Srl) о поставке формы российской сборной к Олимпийским Играм-2000. Вся коллекция состояла из 2 линий: парадной и официальной. Каждый спортсмен получил комплект из 31 элемента, включающий все - от аксессуаров до чемодана. Преобладающие цвета красный и серый, большой акцент был поставлен на аксессуары: большой белый шарф у женщин и шляпа у мужчин.

На XIX зимних Олимпийских играх 2002 года в Солт-Лейк-Сити впервые в качестве генерального cпонсора олимпийской команды России выступила компания Bosco di Ciliegi, возложившая на себя ответственность за имидж российских олимпийцев и предоставив полную экипировку национальной сборной. Олимпийская форма 2002 года состояла из 57 предметов спортивной одежды, обуви и аксессуаров. В основу дизайна коллекции легла национальная идея - цвета российского флага и традиционный народный орнамент. Одежда сборной России получила высокую оценку специалистов в области моды за безупречный стиль, а спортсмены отметили ее исключительную функциональность и практичность. Коллекция Bosco Sport помогла сформировать яркий, современный, неординарный образ российской сборной.

Парадная форма для наших спортсменов «Афины –2004» - результат сотрудничества Группы компаний Bosco di Ciliegi и всемирно известного итальянского дома моды Etro S.P.A. В основу ее дизайна легли идеалистические настроения 1930-х годов - времен развития массового физкультурного движения в СССР. Светлая и элегантная коллекция использовала образы тех лет, но имела абсолютно современное воплощение и отвечала моде сегодняшнего дня. Парадный комплект, произведенный по индивидуальному заказу для каждого члена олимпийской команды России 2004 года, насчитывал 11 изделий, которые формировали уникальный облик российских спортсменов на играх XXVII Олимпиады.

Недавно прошла презентация коллекции одежды, в которой сборная России выступит на XX зимних Олимпийских играх-2006 в Турине. Вся олимпийская коллекция создана компанией Bosco Sport , которая с 2002 года одевает наших олимпийцев в едином стиле. Цветовая гамма выдержана в контрастных красно-белых тонах с использованием национального орнамента, уже ставшего символом российской сборной.

Комплект формы, который получит каждый олимпиец, а их в нашей команде около 200 человек, будет состоять из 39 изделий. (см. фотоленту "Турин-2006. Во что оденут российских спортсменов") Это два утепленных костюма (парадный и горнолыжный), спортивные костюмы для тренировок, теплые жилеты и трикотаж, кроссовки и зимние ботинки, разнообразные шарфы и перчатки, шапки и бейсболки, а также дорожный набор - рюкзак, кошелек и спортивные сумки для переезда. И конечно, на формах будет государственная символика.

До последнего времени единых принципов размещения государственной символики на спортивной форме не было. А в советское время порядок изображения символов СССР вообще разрабатывался перед каждыми крупными международными соревнованиями. В последние несколько лет принадлежность атлета к сборной страны подчеркивали костюмы, выдержанные в цветах национального триколора.

Это было не очень удобно: во-первых, наши цвета совпадают с национальными цветами других стран (к примеру, Сербии, Франции, Голландии и т.д.), во-вторых, цвет спортивной формы нередко определяется регламентом соревнований, а не руководством команды. Ко всему прочему заданная цветовая гамма ограничивала дизайнеров.

Только футболисты носили на форме российский знак отличия. Но это был не герб, а эмблема Российского футбольного союза, что также было неправильно: на соревнованиях они представляли не спортивный союз, а свою страну. К тому же заданное цветовое решение серьезно ограничивало фантазию дизайнеров, ставя их в жесткие рамки.

В начале 2005 года вышел приказ об использовании изображения Государственного герба РФ, разработанный Федеральным агентством по физической культуре и спорту совместно с Геральдическим советом при Президенте России. Теперь знаком отличия каждого российского спортсмена станет изображение золотого двуглавого орла в коронах со скипетром и державой. Орел будет изображаться на груди, в центре или слева, или на плече, там, где обычно нашивается шеврон. В последнем случае орел может быть изображен на червленом (так геральдисты называют красный цвет) щите. У спортсменов, выступающих в шапках и бейсболках, герб будет на головных уборах.

Все справки>>


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "История олимпийской формы" в других словарях:

  • История фигурного катания — Люди знали коньки с давних времён. Однако фигурное катание как таковое появилось тогда, когда изобрели железные коньки с двумя рёбрами  только такие коньки позволяли свободно маневрировать по льду. Современную форму фигурное катание… …   Википедия

  • История горэлектротранспорта Мариуполя — Содержание 1 Предыстория 2 Довоенное время 3 В годы Великой Отечественной …   Википедия

  • Собрание олимпийских сочинений — Жанр Документальный Режиссёр Вадим Островский Продюсер Тимур Вайнштейн, Олег Осипов, Виталий Мелик Карамов, Василий Кикнадзе …   Википедия

  • Бойкот Олимпийских игр — «Олимпийские ступени», Сянган (2007) Олимпийское движение и политический протест  диалектически связанные между собой явления. Акты демонстративного публичного политического протеста в ходе подготовки и/или проведения очередных Олимпийских игр… …   Википедия

  • Бойкот Олимпиады — «Олимпийские ступени», Сянган (2007) Олимпийское движение и политический протест  диалектически связанные между собой явления. Акты демонстративного публичного политического протеста в ходе подготовки и/или проведения очередных Олимпийских игр… …   Википедия

  • Бойкот Олимпиад — «Олимпийские ступени», Сянган (2007) Олимпийское движение и политический протест  диалектически связанные между собой явления. Акты демонстративного публичного политического протеста в ходе подготовки и/или проведения очередных Олимпийских игр… …   Википедия

  • Бойкот Олимпийских Игр — «Олимпийские ступени», Сянган (2007) Олимпийское движение и политический протест  диалектически связанные между собой явления. Акты демонстративного публичного политического протеста в ходе подготовки и/или проведения очередных Олимпийских игр… …   Википедия

  • Бойкот олимпийских игр — «Олимпийские ступени», Сянган (2007) Олимпийское движение и политический протест  диалектически связанные между собой явления. Акты демонстративного публичного политического протеста в ходе подготовки и/или проведения очередных Олимпийских игр… …   Википедия

  • Политические протесты на Олимпиадах — «Олимпийские ступени», Сянган (2007) Олимпийское движение и политический протест  диалектически связанные между собой явления. Акты демонстративного публичного политического протеста в ходе подготовки и/или проведения очередных Олимпийских игр… …   Википедия

  • Олимпийское движение и политический протест — «Олимпийские ступени», Гонконг (2007) Олимпийское движение и политический протест  диалектически связанные между собой явления. Акты демонстративного публичного …   Википедия